ДТП из-за гололёда
Автомобильные дороги зимой оставляют желать лучшего. Зачастую из-за отсутствия посыпки песко-соляной смесью на асфальте образуется гололёд и, как следствие – риск аварийных ситуаций. Кто виноват в ДТП из-за гололёда? С одной стороны, ПДД обязывают водителей правильно выбирать скорость и учитывать погодные условия во время езды. Но не стоит забывать о ГОСТах, которые обязывают дорожников своевременно обрабатывать и очищать проезжую часть от снега и льда. Но на практике в вопросе определения виновника водитель находится в не самом выигрышном положении. В статье будем выяснять, что делать при совершении ДТП на скользкой дороге, можно ли взыскать ущерб с коммунальщиков, а также что говорит судебная практика по таким происшествиям.
Попали в ДТП из-за гололёда на дороге – что делать в первую очередь?
Первым делом нужно определить, отвечает инцидент на обледенелой дороге критериям ДТП или нет. По смыслу ст. 2 ФЗ О Безопасности дорожного движения ключевым фактором здесь является наличие материального ущерба. Выявление такого ущерба транспортным средствам, людям или иному имуществу позволяет отнести происшествие к ДТП – со всеми вытекающими последствиями.
В свою очередь, при авариях водители должны руководствоваться предписаниями пунктов 2.5 — 2.6.1 ПДД:
- Остановиться,
- Обеспечить безопасность на дороге: включить аварийную сигнализацию, выставить аварийный треугольник, а в тёмное время суток самому надеть светоотражающий жилет,
- Оценить повреждения, в том числе у пассажиров своей машины и других участников ДТП,
- При необходимости вызвать скорую помощь и ГИБДД,
- Зафиксировать следы на месте происшествия: сделать фото и видео, найти очевидцев, переписать их контакты и т.п.
Обратите внимание на четвёртый пункт. Нередко в ДТП попадает лишь один автомобиль – попав на скользкий участок дороги он может вылететь в кювет, врезаться в столб или вообще перевернуться. Оформить европротокол в таких случаях не получится. Поэтому по букве ПДД 2024 года единственной возможностью зафиксировать такое ДТП будет вызов сотрудников ГИБДД.
О важности сбора доказательств!
Чтобы привлечь дорожные службы к ответственности необходимо собрать доказательства того, что причиной ДТП послужило плохое состояние дорожного покрытия. Давайте рассмотрим, какие доказательства могут помочь водителю.
Фото и видео с места происшествия
В интересах водителя зафиксировать на фото и видеосъемку состояние дорожного полотна. А именно наличие наледи или снежных сугробов на проезжей части. Таким образом вы сможете впоследствии сослаться на ненадлежащее состояние трассы, продемонстрировав суду сделанные вами фото и видео.
Причём фиксировать гололёд желательно сразу после ДТП и обязательно с отображением даты и времени съёмки. Это нужно для того, чтобы не лишиться доказательства – то есть, чтобы приехавшие впоследствии дорожники не устранили причину вашего заноса. Например, не посыпали дорогу реагентами или не почистили её от снега.
И ещё один важный момент. На получившихся кадрах должно быть чётко видно, где произошла авария, в какое время, на какой дороге и с участием каких автомобилей. Для этого старайтесь, чтобы в кадр попали не только стоящие после ДТП машины, но и другие отличительные объекты на местности: светофоры, рекламные щиты, жилые дома, магазины.
Акт о выявленных недостатках
Прибывшие на место ДТП инспекторы должны составить несколько документов. Так, помимо постановления/определения об отказе в возбуждении дела и акта об осмотре места аварии в ваших интересах добиться оформления третьего документа – акта о выявленных недостатках содержания дороги.
Такой акт составляется инспектором в присутствии двоих свидетелей и представителя организации, которая обслуживает данный участок дороги (если такое лицо вообще приедет на место ДТП). В акте отражаются все выявленные недостатки дорожного полотна, в нашем случае – наличие льда или нечищеного снега.
Результаты измерения коэффициента сцепления с дорогой
К сожалению, общих фраз о ненадлежащем состоянии проезжей части в акте недостаточно. Требуется указать точное значение коэффициента сцепления колёсных шин с дорогой – в нормальной ситуации он должен быть более 0,3. Причём произвести такие замеры можно лишь с помощью специального прибора (например, «ППК-МАДИ-ВНИИБД»), либо при помощи универсальной нивелирной складной рейки (к примеру, «КП-231»).
Проблема в том, что участники ДТП конечно же не располагают такими техническими средствами. Маловероятно, что приборы окажутся и в арсенале прибывших на оформление инспекторов ДПС.
Выходом из ситуации является привлечение к замерам представителей коммунальных служб, которые отвечают за участок, где произошло ДТП. Об этом вы имеете право письменно ходатайствовать перед сотрудником ГИБДД, а тот, в свою очередь, должен привлечь дорожников. Увы, но без результатов измерения скользкости суд не сможет установить вину дорожников в гололёде.
Могу ли я не вызывать ГИБДД, а просто уехать с места аварии?
Да, но только при определённых обстоятельствах.
Если вспомнить определение «ДТП», то одним из критериев является наличие повреждений и материальный ущерб. При отсутствии оных событие не будет считаться дорожно-транспортным происшествием. Следовательно, у водителей нет обязанности оставаться на месте инцидента. На этом неоднократно заострял внимание Верховный Суд в своих решениях – вот первое, а вот второе.
Другими словами, если в аварии пострадал только ваш автомобиль, пассажиры и пешеходы целы, а также отсутствует материальный ущерб чужому имуществу, вы вправе спокойно уехать. Наказаний за такой отъезд по части 2 ст. 12.27 КоАП быть не должно.
Однако помните, что если после заноса на скользкой дороге ваш автомобиль столкнулся со столбом, стоящим автомобилем или иным объектом – повреждения у них скорее всего будут. А значит перед нами классическое ДТП, скрываться с места которого уже чревато санкциями.
Кто будет виноват в ДТП по причине гололёда в 2024 году?
Определять, кто виноват в таком ДТП, а кто нет будет суд. Однако исходя из анализа судебной практики можно уверенно сказать, что находившийся за рулём человек изначально находится в невыгодном положении. И вот почему!
Пункт 10.1 ПДД не в пользу водителей
Одним из основных требований ПДД является соблюдение водителем скоростного режима. Это нам предписывает пункт 10.1 Правил, и именно этот злосчастный пункт любят вменять автомобилистам инспекторы ГИБДД на практике 2024 года.
Ловушка в том, что инспектор оформляет определение об отказе в возбуждении административного дела, где прямо указывает, что такой-то водитель не справился с управлением или нарушил пункт 10.1 ПДД. В свою очередь, автомобилист видит, что в его отношении вынесли такой отказ, и начинает думать, что не виноват. В этом и заключается коварство ситуации. На самом деле определение об отказе с такой формулировкой «виноватит» как раз водителя, поскольку ему вменили то, что он не оценил погодные условия и возможности своей машины, неверно выбрал скорость и не успел среагировать на аварийную ситуацию.
Вот цитата одного из характерных решений суда по схожему делу:
Из данных пояснений, и пояснений, отобранных после ДТП ДД.ММ.ГГГГ, следует, что водитель Еремина А.М., двигаясь в зимний период времени в темное время суток (19.30) со скоростью 40-50 км/ч, проявила неосторожность, поскольку в нарушение пункта 10.1 ПДД не учла дорожные и метеорологические условия, и, как следствие, выбрала такую скорость, которая не обеспечила возможность постоянного контроля за движением автомобиля.
С учетом изложенного, суд считает, что отсутствует прямая причинно-следственной связь между состоянием дорожного покрытия и дорожно-транспортным происшествием. ДТП произошло вследствие нарушения водителем Ереминой А.М. п. 1.5 и 10.1 Правил дорожного движения. Именно Еремина А.М. не справилась с управлением, в результате чего автомобиль наехал на стоящий автомобиль.
А теперь о главном. Если определение об отказе с пометкой о нарушении вами п. 10.1 ПДД вступит в силу, то доказать, что причиной ДТП послужил гололёд на дороге будет практически нереально. Поэтому ваша задача сделать так, чтобы инспектор не вынес такое определение. Или исключил в нём вашу виновность в правонарушении. И чтобы этого добиться, вам нужно дать грамотные объяснения о том, что вы ехали с разрешённой скоростью, она соответствовала дорожной обстановке и погодным условиям и ПДД вы не нарушали.
Но и дорожников могут привлечь за ненадлежащее состояние дороги!
Законодательство обязывает дорожные службы обеспечивать безопасность дорожного движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий.
Речь идёт о ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…», Постановлении Правительства РФ № 1737 с Правилами ремонта и содержания дорог общего пользования, а также многочисленные ГОСТы и Методические рекомендации по требованию к уборке и содержанию дорог в зимнее время года.
Что касается ответственности, то за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения для обслуживающих организаций предусмотрены крупные штрафы в рамках ст. 12.34 КоАП РФ. Для юридических лиц санкции доходят до 300 тысяч, а при наличии пострадавших в ДТП – до полумиллиона.
Таким образом, если водитель сумеет доказать, что он ехал с соблюдением ПДД, а к аварии привело ненадлежащее состояние проезжей части, есть шанс установить вину дорожников.
Но на практике 2024 года привлечь дорожную службу к ответственности не так-то просто – и тому есть несколько объяснений:
- Во-первых, сотрудники ГИБДД редко выезжают на аварии без пострадавших. А без участия полиции сам водитель не сможет замерить коэффициент скользкости дороги, что закономерно обернётся слабой доказательной позицией в суде,
- Во-вторых, иногда есть сложности с установлением организации, которая отвечает за участок дороги,
- В-третьих, дорожники руководствуются внутренними регламентами, Например, согласно пункту 8.1 ГОСТ Р 50597-2017, коммунальщики обязаны приступить к очистке дороги или посыпке реагентами не позднее 4 часов с момента окончания снегопада. И если вы попали в ДТП как раз в метель или отведённое на мероприятия время на момент аварии ещё не истекло, то суд не примет ваши аргументы.
А теперь к более хорошим новостям. Несмотря на эти противоречия положительная судебная практика по привлечению дорожников к ответственности всё же имеется.
Возьмём, к примеру, недавнее Определение № 88-26913/2022 от 26 октября 2022 года, где Первый кассационный суд общей юрисдикции подтвердил право водителей получить компенсацию за ненадлежащее исполнение обязанности по содержанию дороги в гололед.
А вот Решение Октябрьского районного суда г. Уфы № 2-1593/2019 от 15 апреля 2019 года, где суд частично удовлетворил иск водителя, который попал на скользкий участок, потерял управление и врезался в столб. В итоге автомобилисту удалось взыскать с МБУ по благоустройству сумму ущерба машине в размере 261 481 рубль и прочие расходы (суд отказал только в затратах на эвакуатор).
Значит в лучшем случае вина будет обоюдной?
Да.
За исключением редких судебных решений, где водителям удалось полностью переложить вину в ДТП на скользкой дороге на обслуживающие организации, в основном разбирательства заканчиваются в суде обоюдкой.
Логика здесь очень простая. Даже несмотря на халатное отношение дорожников к уборке проезжей части от льда и снега, с водителя также не снимается обязанность соблюдать скоростной режим. К сожалению, в судебной практике 2024 года уже долгие годы работает шаблонная формулировка. Она звучит следующим образом: если бы едущий за рулём соблюдал скоростной режим и учитывал погодные условия, он бы смог избежать ДТП, сумев среагировать на возникшую аварийную ситуацию. В противном случае налицо несоблюдение пункта 10.1 ПДД.
Вот один из свежих примеров, где суд установил обоюдную вину в ДТП из-за гололёда, взыскав с МКУ «Управление благоустройства в пользу водителя сумму пропорциональную 47,35 % виновности.
Кто кому возмещает ущерб после ДТП на скользкой дороге?
Вопрос с компенсацией за ущерб в ДТП решается на основе степени виновности сторон в происшествии.
И тут возможны три расклада:
- Виновником признают водителя и он возмещает ущерб всем пострадавшим в транспортной аварии (другим владельцам машин, пассажирам, пешеходам, собственникам повреждённого имущества),
- Водитель не при чём, а виноваты дорожники – следовательно, они покрывают 100% расходы владельцу автомобиля из своего бюджета,
- Наконец, при обоюдке стороны выплачивают друг другу пропорционально степени виновности в ДТП (например, если вас признали виновным на 40%, а дорожников на 60% – вы получите возмещение ущерба в размере 60%).
Работает ли здесь ОСАГО?
Да.
Принцип обязательного страхования состоит в том, что по ОСАГО страхуется гражданская ответственность водителя. И если его признают виновным в ДТП, то возмещать ущерб потерпевшим будет страховая компания. По закону лимит выплат по имущественному вреду составляет 400 тысяч рублей, а за вред здоровью – 500 000. Сверх этих сумм виновнику ДТП придётся выплачивать из своего кармана.
А вот отремонтировать свой автомобиль по ОСАГО вы не сможете. Для этого у вас должно быть оформлено Каско – причём без условий о том, что страховая не выплачивает ущерб при обстоятельствах непреодолимой силы (коим в вашем договоре могут оказаться метеорологические условия в виде гололёда).