Битое авто на учёт
- Вопреки распространённому заблуждению, переоформление автомобиля не несёт целью проверку соответствия Перечню неисправностей ПДД.
- Равно как на осмотре автомобиля на площадке проводится только его идентификация и проверка соответствия конструкции представленным документам.
- Битый автомобиль только может не пройти техосмотр – и если только у него отсутствует какой-либо компонент, например: зеркало, стекло, бампер или дверь.
Одной из основных целей постановки на учёт транспортных средств является проверка их соответствия безопасности для допуска к участию в процессе дорожного движения. Однако, в рамках осмотра автомобиля на площадке регистрационного подразделения ГИБДД вообще не проверяется, есть ли у него повреждённые детали. Однако, есть большая доля вероятности, что переоформить битую машину на себя в ГИБДД не удастся, и вот почему!
Поставят ли на учёт битую машину по новым законам?
Это зависит от того, насколько она у вас битая. Дело в том, что вопреки мнению большинства автолюбителей, в рамках постановки на регистрационный учёт в ГАИ автомобиль вообще не проверяется на соответствие Перечню неисправностей. А именно в нём содержатся базовые и наиболее распространённые для случаев, когда машина повреждена после ДТП, неисправности, поломки и недостатки транспортного средства.
Действительно, ни в одном нормативно-правовом акте и законе России в 2023 году не содержится такого критерия во время проверок при регистрационных действиях в ГИБДД, как соответствие целостности автомобиля Перечню неисправностей. И ссылки на официальные источники об этом мы ещё рассмотрим ниже.
А пока более подробно рассмотрим, от чего зависит, можно ли поставить на учёт разбитое транспортное средство.
Завернут ли на осмотре ГИБДД, если автомобиль битый?
Осмотр автомобиля на площадке регистрационного подразделения Госавтоинспекции является обязательным при оформлении автомобиля – будь то купленная подержанная машина в битом состоянии или же вы сами ранее снимали её с учёта. Так, статья 16 закона О регистрации транспортных средств говорит нам о том, что авто подлежит осмотру:
- при постановке на учёт в ГАИ,
- при изменении регистрационных данных, связанных со сменой владельца транспортного средства.
В то же время пункт 2 этой же статьи предписывает два объекта проверки при проведении этой процедуры:
- идентификация автомобиля (по VIN-номеру),
- проверка соответствия конструкции машины представленным в ГИБДД документам, включая ситуации, когда в её конструкцию были внесены изменения.
Так вот, если VIN номер у вашего битого автомобиля сохранился, равно как сохранился номер двигателя, то по закону на осмотре вас завернуть не имеют право. Однако, практика здесь, бывает часто, отличается. По факту сотрудники МРЭО нередко проверяют исправность автомобиля. Например, могут завернуть и ввиду отсутствия бокового стекла.
Вас также заинтересует:
- Обязательна или нет диагностическая карта сейчас для личного и коммерческого транспорта?
- Можно ли ездить по договору купли-продажи без ПТС?
- Поставят ли на учёт и снимут с учёта, если есть штрафы?
Но ещё нужно пройти технический осмотр!
Подпункт 7 пункта 1 статьи 15 того же закона указывает в качестве обязательных документов для переоформления автомобиля диагностическую карту, выданную в установленном порядке. Она требуется, если возраст автомобиля составляет более 4 лет, включая год его производства. То есть возраст этот округляется в большую сторону. Например, если ваше авто произведено (не путать с датой покупки или выдачи ПТС/ОТТС), к примеру, в 2020 году и ранее, то в 2024 году вам уже потребуется пройти технический осмотр.
Так вот, шансы успешно пройти техосмотр зависят уже от того, насколько сильно битая у вас машина. Сразу отметим, что если речь идёт только о локальных вмятинах и царапинах, потёртостях, а абсолютно все компоненты вашего авто на месте, то техосмотр вы пройдёте без проблем.
Однако, в отсутствие хотя бы одной детали вас на процедуре могут и завернуть.
Статья 5 одноимённого Федерального закона указывает, что техосмотр проводится в соответствии с Правилами. Во исполнение указанной нормы в настоящее время создано Постановление Правительства РФ №1434 от 15.09.2020 г., в том числе содержащего полный перечень объектов проверки во время этой процедуры. И среди этих объектов есть признаки внесения изменений в конструкцию (пункт 52 Приложения №1 приведённых Правил).
Здесь стоит сразу поставить точку над двумя важными определениями. Рассмотрим их в разделе II Технического регламента О безопасности колёсных транспортных средств.
- Внесение изменений в конструкцию – это установка не предусмотренных такой конструкцией компонентов или удаление предусмотренных, при условии, что это влияет на безопасность дорожного движения.
- Компонент – это любая составная часть транспортного средства, которая поставляется на сборочное производство или является сменной запчастью.
То есть фактически мы получаем, что любая кузовная деталь, электрическая, механическая и прочие системы, узлы, агрегаты и элементы конструкции являются компонентами. Их нельзя исключать и заменять на те, которые не предусмотрены изготовителем. Сразу оговоримся, что ГИБДД априори считают недостаток в автомобиле любых деталей при оформлении битого авто влияющим на безопасность дорожного движения – даже звуковой сигнал (ведь вы не сможете посигналить для предотвращения ДТП, как того требует ПДД).
Так вот, пункт 52 Правил техосмотра не приемлет изменения конструкции, не отвечающего требованиям главы 4 раздела V Техрегламента, посвящённого оценке соответствия. Посмотрим в этот раздел и видим, что здесь говорится об обязательности проведения экспертизы и проверки любых внесённых изменений.
Таким образом, если у вас автомобиль битый, и отсутствуют какие-либо – даже мелкие – детали, то поставить его на учёт не получится, потому что вы не пройдёте техосмотр. Если же детали только замятые, поцарапанные, порванные, разрезанные и так далее, но стоят на месте, то это не является препятствием для получения диагностической карты.
Для примера, технический осмотр не пройти, если у вас отсутствуют в результате ДТП бампер, крышка капота и/или багажника, любое стекло и даже форточка (не открывающееся стекло, не служащее для обеспечения обзорности).
А, например, вот такая машина должна быть переоформлена без проблем:
Кроме того, обратите внимание на другие объекты проверки в соответствии с Правилами поведения техосмотра:
- все боковые зеркала, которыми укомплектовано транспортное средство, должны быть на месте,
- на лобовом стекле не должно быть трещин в зоне работы дворника со стороны водителя,
- ремни безопасности должны быть работоспособны – не допускается ситуация в том числе, когда у ремня сработал пиропатрон или ремень не утягивается,
- у автомобиля нигде не должно подтекать топливо,
- не должно быть трещин на колёсных дисках,
- все фары и фонари должны быть на месте.
И как оформить битый автомобиль в 2023 году?
Соответственно, если у вас на руках уже есть действующая диагностическая карта либо вашему авто менее 4 лет с округлением даты производства до полного года, то на учёт ваша машина должна встать без проблем. Тем не менее, если сотрудник ГИБДД придирается к несоответствию автомобиля Перечню неисправностей, то требуйте письменный отказ (для этого вы должны подать письменное или электронное заявление на переоформление битого авто через Госуслуги). Чаще всего на этом придирки должны уже закончиться. Если же вам дали письменный отказ, то обжалуйте его в суд по месту нахождение регистрационного отделения ГАИ. Иск подаётся с понуждением к регистрационным действиям. И в нём указывается незаконность отказа ввиду того, что соответствие Перечню не является объектом проверки ни в рамках осмотра транспортного средства, ни в рамках техосмотра.
Полный порядок постановки на учёт автомобиля, документы для этого и порядок действий мы расписали в специальной статье.
Можно ли снять с учёта разбитое авто?
Да. Для прекращения регистрации или снятия с учёта вообще не требуется предоставлять авто в ГИБДД, а из документов нужен только ваш паспорт. Более того, у вас машины вообще может уже не быть (например, при снятии на основании утраты транспортного средства). Поэтому хоть в какой степени битая машина не может быть препятствием для прекращения её учёта.